«Южный двор» — один из самых крупных в России продавцов косметических товаров, нижнего белья, чулочно-носочных изделий, бытовой химии и товаров для дома.

Компания «Южный двор» была основана 5 апреля 1989 года группой единомышленников во главе с ученым — химиком, кандидатом технических наук Михаилом Матлисом. Первый оптовый магазин бытовой химии «Южный двор» был открыт в Москве на Южнопортовой улице, где располагался «Госхлорпроект».

Личный стартовый капитал Михаила Яковлевича сложился «за счет сдачи в аренду квартиры», и реализации собственных изобретений: фторопластовой диафрагмы, предназначенной для использования в научных и технических приборах. Эти диафрагмы Михаил Яковлевич делал собственноручно.

Долгое время магазин «Южный двор» существовал в единственном экземпляре. А львиную долю прибыли Михаил Матлис и его партнеры получали с двух параллельных бизнесов. У «Южного двора» на семи товарно-сырьевых биржах были брокерские отделения, торговавшие каустической содой, хлоркой, хлорамином и другой химической продукцией. Компания Матлиса и партнеров также активно занялась сдачей московского жилья в аренду приезжим на несколько дней — по принципу гостиниц.

В обороте у «Южного двора» насчитывалось до 200 квартир, прибыль доходила до 100%. «От аренды квартир мы перешли к их продаже, потом к продаже нежилых помещений, в том числе магазинов», — рассказывает Михаил Матлис. Но в 1994 году от операций с недвижимостью отказались, поскольку снизилась рентабельность краткосрочной аренды.

Начиная с этого момента, компания «Южный двор» стала создавать собственную розничную сеть. В середине 1990-х годов у компании насчитывалось уже около 500 розничных точек по России, работавших под вывеской «Южный двор». Правда, все это были рыночные палатки. На тот период времени основным местом для повседневных покупок россиян являлись именно рынки.

«Южный двор» открыл также несколько полноценных розничных магазинов (первый — в 1995 году).

Когда рыночная торговля стала терять свою актуальность, а покупатели начали обращать внимание на качество сервиса, руководство «Южного двора» решило сосредоточиться на развитии сети торговых точек в формате дрогери — то есть магазинов самообслуживания, ориентированных на жителей конкретного городского квартала и продающих косметическую продукцию, бытовую химию и сопутствующие товары.

К началу 2000-х годов количество рыночных точек «Южного двора» по городам России сократилось в семь раз, а число магазинов столь же резко выросло.

Фирма активно стала развиваться в регионах, снимать в аренду или покупать помещения в крупных городах, направлять опытных менеджеров из Москвы для работы и обучения персонала в филиалах. На сегодняшний день фирма имеет региональные представительства в Самаре, Нижнем Новгороде, Волгограде, Саратове и это не предел.

Помимо оптовой и розничной торговли бытовой химией, косметикой, парфюмерией, нижнего белья и товаров для дома компания Южный двор открыла Сеть продуктовых универсамов «Эконом-Маркет», которая была создана в августе 2002 года. В то время одной из тенденций развития розничного рынка Москвы и Московской области стало появление большого числа магазинов, в которых был представлен вместе с продуктами питания расширенный ассортимент продукции бытовой химии.

Со временем компания «Южный двор» стала развиваться и сотрудничать с крупнейшими производителями лучшей российской и зарубежной косметики, парфюмерии, нижнего белья, чулочно-носочных изделий и бытовой химии. Это фирмы Аист, Калина, Весна, Невская косметика, Эра, Нефис Косметикс, Свобода, Nivea, Benckiser, Gillette, Cussons, Evyap, Hayat, Procter&Gamble, Schwarzkopf, Colgate-Palmolive, Unilever, Loreal, A. C. Johnson, Smith Kline Beecham, S. C. A. Hygiene products, Арнест, Ступинский Химический Завод, Аванта Трейдинг, Сибиар, Альфатехформ и многих других.

В ассортименте магазинов «Южный двор» представлено свыше 8000 наименований парфюмерии и косметических средств, товаров личной гигиены, нижнего белья, чулочно-носочных изделий и бытовой химии.

«Южный двор» — технологичная компания. Периодически внедряются инженерные разработки на всех уровнях. Например, практикуется видеонаблюдение за рабочими местами сотрудников и проверки на детекторе лжи при устройстве на работу. При малейшем подозрении в нечестности любой работник «проходит» через полиграф. А если случилась недостача в магазине, испытанию подвергаются все — от продавца до директора. Помимо Москвы полиграфы установлены во всех региональных филиалах компании. Аппараты новейших моделей «Южный двор» закупал в США.

Компания «Южный двор» практикует принимать на работу молодых и перспективных сотрудников, участвует в государственных спецпрограммах для граждан города Москвы, испытывающих трудности при устройстве на работу.

А также компания «Южный двор» выплачивает 2 стипендии имени Я.В. Матлиса кандидата технических наук в Российском химико-технологическом университете им. Д.И. Менделеева. На данный момент фирма активно сотрудничает с поставщиками из Китая, Кореи, Италии, Франции и другими странами, развивается международное сотрудничество и при помощи этих крепких связей наши покупатели и партнеры могут приобретать уникальные, оригинальные и инновационные товары.